Конкурентная борьба на рынке автомобилей постоянно заставляет разработчиков искать новые идеи, осваивать и внедрять современные технологии. Обывателю чаще всего заметны изменения в области дизайна кузова и салона. Но обновлению подвергаются буквально все части автомобиля.
По сравнению с серединой прошлого века облик основного средства передвижения трансформировался кардинально. Немалая роль в этом процессе принадлежит новому подходу к конструированию кузова, использующему автомобильные стекла в качестве несущего элемента. Впервые он был применен при разработке модели Ауди-100 в далеком 1973 году. Именно тогда на свет появился первый автомобиль с вклеенными стеклами. Сегодня подобная технология стала стандартом при создании качественного авто и используется подавляющим большинством производителей. Стараются не отставать от тенденций мирового автопрома и наши заводы. Так, вазовские десятки и волжские газели также оснащаются вклеенными стеклами.
На первый взгляд использование технологии вклеенных стекол может показаться излишеством и игрушкой богачей. Ведь для ее грамотной реализации необходимы высококачественные клеи и обязательное соблюдение правил установки. Казалось бы, куда проще монтировать стекла по старинке на резиновых уплотнителях. Но как показала реальная практика, вклеенные стекла придают автомобилю качественно новые потребительские характеристики. Поэтому неслучайно данная технология настолько популярна.
Важным преимуществом вклеенных стёкол является возможность обеспечения лучшего уровня пассивной безопасности. Как упоминалось выше, в современном автомобилестроении вклеенные стекла рассматриваются в качестве несущего элемента кузова. В результате при использовании высококачественных клеев вполне возможно добиться такой ситуации, когда даже при серьезной аварии стекла не вылетят, а останутся на своем месте, в том числе и при срабатывании подушек безопасности. Это подтверждается как краш-тестами, так и реальной практикой. К тому же клеевой шов в состоянии обеспечить существенно большую герметичность по сравнению с резиновым уплотнителем. В результате решается крайне острая проблема коррозии рамки кузова, досаждающая, к примеру, многим владельцам отечественных автомобилей.
Технология вклейки стекол при производстве автомобилей, действительно, имеет массу достоинств. Однако, необходимо четко понимать, что стекла - вещь относительно недолговечная. По крайней мере, время их жизни в среднем меньше срока эксплуатации автомобиля. Поэтому на сервисном рынке большой популярностью пользуется услуга замены поврежденных вклеенных стекол, при установке которых необходимо неукоснительное соблюдение технологии и использование соответствующих препаратов и инструментов.
Прочность и долговечность клеевого шва зависит не только от качества клея, но и в не меньшей степени от соблюдения технологии нанесения. Только при этом условии стекло прослужит долго. Перед процедурой вклейки, стекло и кузов обязательно обрабатывают специальным очистителем, удаляя жир и прочие загрязняющие вещества. Далее на кузов и стекло наносится праймер. Праймер выполняет несколько функций. Он защищает слой клея от ультрафиолетового излучения, усиливает адгезию клея к поверхности стекла, обладает свойствами низкой проводимости и антикоррозионной защиты. Наконец, после вышеописанных действий наносят слой клея.
После выполнения всех работ необходимо выждать время выдержки до безопасного движения. Использование современных препаратов позволило значительно сократить время, потраченное на время выдержки. Нарушение этого правила чревато серьезными последствиями, т.к. в случае аварии пассивная безопасность будет существенно снижена, и стекло может попросту не справиться с нагрузками.
Нарушение технологии может нивелировать все достоинства вклеенных стекол и превратить их в недостатки. Тем не менее, многие автовладельцы предпочитают сэкономить деньги и заменить стекло в дешевом автосервисе, в котором отсутствуют необходимое оборудование и обученный персонал. Но даже в этом случае неграмотно проведенная работа даст о себе знать - салон автомобиля «заиграет» и о былом комфорте можно будет только мечтать.
Существует несколько типичных ошибок, которые допускают неграмотные служащие автосервисов. Порой такие работники закрывают глаза на наличие следов ржавчины на рамке кузова. В результате после вклеивания стекла коррозия незаметно развивается, что приводит к уменьшению прочности клеевого шва.
Теми же последствиями чревато пренебрежение к очистке склеиваемых поверхностей от битумных пятен. Дело в том, что адгезия полиуретана к битуму чрезвычайно мала.
Если работники станции техобслуживания решили сэкономить на праймере, то клеевой шов под действием солнечного ультрафиолета неизбежно разрушится со временем. Отметим также, что необходимо точно соблюдать последовательность нанесения материалов. Иначе клеевой шов будет недостаточно прочным.
Соблюдение технологии вклейки стекол подразумевает четкое следование ограничениям по температуре и влажности, которые для каждого препарата могут быть индивидуальны.